№ 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области, о правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области» (далее – Закон № 90-ОЗ).
Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены Законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов (оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан);
- нотариусы (в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате; в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи исходя из своих полномочий удостоверяют доверенности на представление государственными юридическими бюро и адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате).
- адвокаты (в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи консультируют граждан, а также составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в случаях, установленных частью 2 статьи 20 Закона № 324-ФЗ; представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в случаях, установленных частью 2 статьи 20 Закона № 324-ФЗ).
Исполнительные органы государственной власти Ивановской области и подведомственные им учреждения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законами № 324-ФЗ, № 90-ОЗ.
Перечень исполнительных органов государственной власти Ивановской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи в Ивановской области, утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 № 50-п.
Департамент финансов Ивановской области в государственную систему бесплатной юридической помощи в Ивановской области не входит.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии со статьей 20 Закона № 324-ФЗ имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
3.1) граждане, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, граждане, находящиеся (находившиеся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящиеся (находившиеся) на указанных территориях служащие (работники) правоохранительных органов Российской Федерации, граждане, выполняющие (выполнявшие) служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;
3.2) граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;
3.3) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года, а также члены семей указанных лиц;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 3 Закона № 90-ОЗ право на получение бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области также имеют проживающие в Ивановской области:
- граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, - по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение двух месяцев со дня освобождения - по вопросам трудоустройства.
2.1. Основные права и свободы человека и гражданина изложены в главе 2 Конституции Российской Федерации. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
К основным правам относятся:
- равенство граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- право на жизнь;
- достоинство личности;
- свобода и личная неприкосновенность;
- тайна частной жизни, переписки и телефонных переговоров, защита чести и доброго имени;
- неприкосновенность жилища;
- свобода передвижения, выбора место пребывания и жительства;
- свобода совести, свобода вероисповедания;
- свобода мысли и слова;
- право на объединение;
- право избирать и быть избранным;
- право обращения в органы власти;
- право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
- право частной собственности;
- свобода труда;
- материнство и детство, семья находятся под защитой государства;
- право на социальное обеспечение;
- право на жилище;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
- право на образование;
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина, каждому гарантируется судебная защита его прав. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Действует презумпция невиновности, которая означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
В соответствии с подп. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права в своей воле и в своем интересе. Как следует из части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности для указанных лиц возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотренным законом или такими актами, но в cилу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Основания возникновения таких прав и обязанностей предусмотрены в подпунктах 1-9 указанной нормы.
В соответствии со статьей 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2.2. Пределы осуществления гражданских прав.
Каждое право имеет пределы осуществления: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17 Конституции Российской Федерации).
Как установлено статьей 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 10 ГК РФ, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
3.2. Защита гражданских прав
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее – суд) в соответствии с их компетенцией.
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Способами защиты гражданских прав в соответствии со статьей 12 ГК РФ являются:
1. Признания права.
2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
3. Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
4. Признания недействительным решения собрания.
5. Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
6. Самозащита права.
7. Присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8. Возмещения убытков.
9. Взыскания неустойки.
10. Компенсации морального вреда;
11. Прекращения или изменения правоотношения.
12. Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
13. Иными способами, предусмотренными законом.
2.4. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (статья 49 ГК РФ).
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2.5. Конституция РФ устанавливает следующие обязанности:
- соблюдать Конституцию РФ и законы;
- заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;
- получить основное общее образование;
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
- платить законно установленные налоги и сборы;
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
- защищать Отечество, в том числе нести военную службу.Полномочия заместителя Председателя Правительства Ивановской области - директора Департамента финансов Ивановской области определены распоряжением Губернатора Ивановской области от 05.12.2023 № 159-р «О распределении обязанностей между должностными лицами, входящими в структуру Правительства Ивановской области».
Компетенция и порядок деятельности Департамента финансов Ивановской области, полномочия его должностных лиц определяются в соответствии с Положением о Департаменте финансов Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 22.11.2012 № 473-п, должностными регламентами государственных гражданских служащих Департамента.
Во вкладках «Положение о Департаменте» и «Структурные подразделения Департамента» подраздела «О департаменте» раздела «Департамент» размещены Положения о Департаменте и его структурных подразделениях.Каждый гражданин вправе обжаловать действия (бездействие) либо принятые Департаментом решения.
Вопросам судебного обжалования правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти посвящены положения глав 23 и 24 Арбитражного процессуального Российской Федерации, а также глав 21 и 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.6.1. Основной формой взаимодействия граждан между Департаментом финансов Ивановской области, его должностными лицами и гражданами являются письменные и устные обращения граждан. Порядок указанного взаимодействия, а также совершения гражданами юридически значимых действий, определяется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Можно выделить следующие типичные ошибки при совершении гражданами юридически значимых действий при направлении обращений в органы государственной власти:
- в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (исключения составляют обращения, содержащие информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившим);
- в обращении содержатся вопросы, являющиеся предметом рассмотрения в судебных органах или излагаются вопросы, по которым имеются вступившие в законную силу судебные решения. В последнем случае гражданину возвращается обращение с разъяснением порядка обжалования судебного решения;
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- текст письменного обращения не поддается прочтению;
- в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно (не менее двух раз) руководством Департамента направлялись письменные ответы по существу, при этом в очередном обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную, врачебную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- от гражданина поступило заявление о прекращении рассмотрения обращения;
- обращение содержит информацию о действиях (бездействии) должностных лиц, при этом отсутствует возможность его направления на рассмотрение по подведомственности в органы или должностным лицам. Обращение возвращается гражданину с разъяснением права обжалования в судебные органы.
Каждый гражданин имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию.
6.2. Департамент финансов Ивановской области в рамках установленной компетенции осуществляет исполнение судебных актов по искам к казне Ивановской области, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Типичными юридическими ошибками при предъявлении пакета документов для исполнения в Департамент являются:
- отсутствие исполнительного документа;
- непредставление копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- отсутствие заявления взыскателя либо его представителя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
- отсутствие доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя взыскателя.
В целях организации исполнения судебных актов по искам к казне Ивановской области на сайте Департамента финансов Ивановской области в подразделе «Формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых Департаментом к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами» раздела «Правовые акты» размещены формы заявлений о взыскании денежных средств за счет средств казны Ивановской области.